В какой стране делают истинное шампанское. Краткая история шампанского и других игристых вин

История шампанского уходит своим корнями в далекое прошлое. Виноград во Франции начали выращивать еще в III веке, однако истинное развитие культуры виноделия началось здесь на тысячу лет позже. В тот период во Франции (как правило, при монастырях) делали обычные красные вина, получавшиеся слегка газированными. Эти вина использовали в таинстве причастия и как неотъемлемую часть коронационных торжеств французских королей. Вина обладали фруктовым вкусом, и их было легко пить. Но они имели одну весьма неприятную особенность - тенденцию к вторичному брожению в бочках, которые иногда даже взрывались, за что такое вино Шампани называли «дьявольским». Это неконтролируемое брожение вызывалось рядом причин, в том числе внезапными холодами, свойственными для данной местности, которые прерывали процесс первого брожения, оставляя в вине неперебродивший до конца сахар.

Первым официально признанным игристым вином можно назвать напиток «Бланке де Лим». Его в 1531 году изобрели монахи аббатства, расположенного близь Каркассона в Лангедоке (область Лим).

В 1662 году английский ученый Кристофер Меррет представил исследование о том, как наличие сахара в вине заставляет его пениться, и показал, что практически любое вино можно сделать шипучим, добавив в него сахар перед розливом в бутылки. В силу климатических условий в Англии вино не производилось, а закупалось из Франции. Вино ввозили в дубовых бочках, а потом уже торговые дома на территории «Туманного Альбиона» разливали его в стеклянные бутылки для продажи. Нужно отметить, что местные стеклодувы производили более прочные бутылки, чем французские. В XVII веке в стекольном производстве в Англии использовали печи, которые топили углем, а во Франции - дровами. Бутылки, произведенные «на угле», были прочнее. Также англичане использовали корковые пробки, изобретённые римлянами, но впоследствии забытые на долгий период времени.

Точной датой появления чудесного вина с пузырьками газа можно считать 1668 год, когда аббат Годино (каноник Реймского собора) описал в своей церковной книге «вино с лёгкой окраской, почти белое, насыщенное газом». Игристое вино становилось популярным, но многие виноделы не умели его делать. В своей книги аббат Годино писал, что Франция просто сходит с ума от игристых вин, а виноделы, не зная рецептуры приготовления этого напитка, используют все возможные методы, чтобы сделать из обычного вина игристое (некоторые даже добавляли в вино голубиный помет, считая, что это даст вину возможность пениться). Но после того, как секреты рецептуры были раскрыты, производство шампанского во Франции стало массовым. А для того чтобы качество игристого вина было на высшем уровне был составлен "государственный стандарт" и за тем чтобы его соблюдали даже следили королевские инспекторы.

«Отцом» именно шампанских вин считается монах-бенедиктинец Дом Пьер Периньон (Dom Perignon) из провинции Шампань (Франция). Этот монах, получивший отличную подготовку и славившийся своими блестящими способностями винодела, с 1668 года стал заведовать винными подвалами Отвильерского аббатства. В 1693 году Дом Пьер показал настоятелю монастыря белое вино с пузырьками, которое имело очень приятный вкус. Он не изобретал шампанского как такового, но сумел усовершенствовать его рецепт до знакомого нам сегодня вкуса. Монах добавлял в белое вино сахар и оставлял бродить. Множество бутылок взрывалось, в других вино было очень кислым, но зато в нескольких бутылках находился поистине изысканный напиток. Дом Периньон дорабатывал рецепт почти полвека. Он стал разливать шампанское в «английские» бутылки (с особо толстым стеклом) и придумал обвязывать пробки промасленными веревками, чтобы они лучше держались в бутылке. Кстати, именно он впервые стал укупоривать бутылки пробкой из коры дуба, которая наилучшим образом закупоривала бутылку, набухая от вина и не выпуская из бутылки воздух.

Дом Периньон экспериментально установил, что для полноты вкуса напитка необходимо использовать несколько сортов винограда. Также он изобрёл методику получения белого игристого вина из красных сортов винограда и разработал способы ухода за ними. Знаменитый монах был отменным дегустатором, на вкус и запах оценивавший качество вин. Обладая феноменальной памятью, он составлял великолепные купажи вин, произраставших в разных районах, для составления одного «фирменного» вкуса. Эта практика была продолжена последующими поколениями виноделов. Кроме того, трудолюбивым монахом было найдено средство осветления вина без переливания в другую бутылку. К величайшему сожалению, этот секрет, как и многие другие, был утерян. В те времена монахи-виноделы не оставляли записей и все секреты мастерства предавались устно. Секреты Дома Периньона стали известны лишь через несколько лет после его смерти.

Другой не менее известный винодел и тоже монах-бенедиктинец по имени Удар делал вино в аббатстве Сен Пьер. Вино этого аббатства ценилось гораздо выше вин Шампани, но их производство было небольшим по объёму и название всем игристым винам было дано по области основного их производства, то есть «шампанские» вина.

Тем не менее, ещё долгое время производство игристого вина было кустарным, не было фиксированной технологии и точных знаний о его брожении. Процесс шампанизации зачастую был неуправляемым, и до 30-40% бутылок лопалось от избыточного давления. До 1750 года вино из Шампани отправлялось в бочках с указаниями, как делать тираж бутылок. Долгое время виноделы не могли победить помутнения и осадки в бутылках. Своего рода переворот в технологии произвела книга Шанталя «Traite de 1’art de faire le vin» , в которой объяснялось значения сахара в брожении. С появлением книги в шампанское стали добавлять сахарный ликёр (раствор винной сахарозы).

В 1715 году принц-регент Филипп II Орлеанский стал виновником нового «шампанского бума» . Он любил игристые вина и распорядился подавать их на ежевечерних «маленьких ужинах» в своем дворце. Теперь все модное парижское общество и рестораны стремились подражать вкусам герцога. Стремясь заработать на этом буме, виноделы Шампани стали все больше переходить на производство игристого вина. На протяжении XVIII столетия стали открываться новые винодельческие дома Шампани. С этого времени среди виноделов Шампани стали преобладать не хозяйства или монастыри, имевшие собственные виноградники и производившие большую часть вина, а частные дома или оптовые торговцы, покупавшие виноград у виноградарей для производства собственного вина. В этот период были основаны крупные винодельческие дома «Моэт э Шандо» (Moët et Chandon), «Луи Рёдерер» (Louis Roederer), «Пайпер Хайдсик» (Piper-Heidsieck) и «Тэтэнже» (Taittinger). Каждый винодельческий дом нанимал торговых агентов, доставлявших образцы своего вина к королевским дворам по всей Европе (производители остро конкурировали между собой на развивающемся рынке шампанских вин).

Со второй половины XVII века для розлива шампанских, а также других вин, стали повсеместно использоваться стеклянные бутылки, производимые по британскому методу (работающих на каменном угле печей). А в 1746 году начались первые опыты по промышленному производству шампанского - были разлиты по бутылкам первые 6000 литров - это стало значительным достижением. Потери от боя бутылок в те времена достигали 30-40% дохода от продаж. Возмущение, вызванное взрывом одной бутылки, могло вызвать цепную реакцию, которая, в свою очередь, приводила к потере от 20% до 90% хранившихся в винном погребе бутылок. Часто предприятия-производители делали в полу специальные сборники, в которые стекало вино из разбитых бутылок. Это позволяло немного уменьшить потери.

Начиная с XIX века в производстве шампанских вин стали применять особые материалы, специальные сахаристые ликёры, разные сорта сусел: кюве, 1-2-3 тай, ребеж. Для созревания вина были сделаны глубокие подвалы с постоянной температурой и влажностью. В 1825 году появилась первая разливочная, а в 1827 году - первая закупорочная машины. В 1844 году появилась машина для чистки пустых бутылок и дозировки ликёра, а в 1846 - машина для фиксирования пробок шпагатом

С 1850 года производство шампанского шло промышленными масштабами, технологии непрерывно улучшались. Были созданы специальные бутылки, выдерживающие давление до 30 атмосфер.

В начале XIX века мадам Клико (Вдова Клико) изобрела метод удаления осадка, образующегося из дрожжевых клеток, отмерших при вторичном брожении. Прежде виноделы Шампани не убирали такой осадок, из-за чего вино было непрозрачным и приобретало посторонний привкус, если осадок взбалтывался в бокале. При дворе и на королевских банкетах служители были вынуждены подавать новые порции шампанского в новых бокалах, дабы избежать взбалтывания осадка, оставшегося в прежнем бокале. Метод мадам Клико называется «ремюаж». Этот метод заключался в сборе осадка в горлышке бутылки возле пробки и, под влиянием давления вина, выпуска одного лишь осадка. Для восполнения части вина, потерянного при выпуске осадка, в бутылку доливали смесь того же вина и тростникового сахара. Российские заказчики в особенности были приверженцами очень сладкого шампанского, и мадам Клико в ходе ремюажа имела возможность регулировать сладость своих вин для различных категорий заказчиков. Поначалу дом «Вдова Клико» (Veuve Clicquot) старался сохранить метод ремюажа в секрете, но в конце 1820-х годов секрет был раскрыт и винодельческие дома стали внедрять целые поточные линии ремюажа. За свою долгую жизнь (88 лет) мадам Клико сделала шампанское поистине культовым напитком, а ее решение начать торговлю с Россией стало одним из самых удачных в ее карьере. В России очень быстро полюбили необычное игристое вино, а объемы продаж просто поражали. К примеру, в 1825 году мадам Клико продала в Россию 252.452 бутылки шампанского, но с каждым годом эта цифра росла. В 1866 году владельцем дома «Клико» стал молодой винодел Эдуард Берне, который еще больше упрочнил славу фирмы и вел дело госпожи Клико только в лучших традициях этого винного дома. Дом Клико стал эталоном элегантности и качества во Франции и за ее пределами. В России же ни один бал не проходил без шампанского «Вдова Клико». Его пили дюжинами бутылок. Вплоть до 1917 года Россия входила в число главнейших потребителей шампанского. В 1876 г. по личной просьбе царя Александра II французский шампанский дом «Roederer», являющийся официальным поставщиком шампанского ко Двору Императора, создал эксклюзивное игристое вино - «Cristal».

В 1844 году появилась операция «дегоржажа». Процесс дегоржажа - это процесс удаления осадка из бутылки с шампанским. Генри Абеле первым в 1844 году при процессе дегоржажа применил лед. Это помогало нести меньшие потери шампанского при этом процессе.

С 1850 года производство шампанского становится подкрепленным наукой. В 1858 году в Реймсе была опубликована книга профессора Монмене, в которой описана теория и практика производства игристых вин. Профессор Монмене также создал афрометр и афрофор. Афрометр - прибор для измерения давления в бутылке. Афрофор - цилиндр емкостью до 320 мл наподобие бутылки, посеребренный внутри, необходимый для проведения шампанизации.

В конце XIX - начале XX века во Франции разразились нешуточные «виноградные войны», связанные с тем, что винодельческие дома стали закупать виноград из Долины Луары и Лангедока по цене почти вдвое ниже той, которую платили виноградарям Шампани за их урожай. Виноделы Шампани пытались защитить свое право на продажу винограда по принятой ранее цене, но не очень успешно. К тому же, последовал ряд неурожайных лет из-за сильных заморозков, обильных дождей и эпидемии филлоксеры. В 1910 году вследствие сильного града и наводнения было потеряно примерно 96% всего урожая. В довершении ко всем бедствиям разразилась Первая Мировая Война. Шампань была расположена на стратегически важной территории поблизости от Западного фронта. Виноградники превратились в заброшенные пустоши, испещрённые ямами и воронками. Производство шампанского и его склады были полностью уничтожены, как и большинство виноградников. Тем не менее, некоторые шампанцы находили возможность производить шампанское в тяжёлые годы.

В 1919 году правительство Франции приняло серию законов, заложивших основы системы «Контроля подлинности происхождения (AOC)», которая строго определила правила виноделия и границы винодельческого региона. Были предприняты меры по недопущению фальсификации и запрещённых добавок, к примеру, ревеня и яблочного сока (чем страдало производство конца XIX - начала XX веков). На законных основаниях «Шампанским» стало возможно называть вино, сделанное только из винограда, выращенного на очерченной законом территории винодельческого региона Шампань. Массовое уничтожение виноградников в ходе войны дало возможность виноградарям высадить сорта устойчивые к филлоксере и занять под виноградники более благоприятные участки, обеспечивавшие более качественный урожай.

Революция 1917 года в России и принятие в 1920 году Сухого закона в США катастрофически сократили экспорта шампанского. В годы Второй мировой войны виноградники Шампани снова были разорены.

По окончании Второй мировой войны популярность и продажи шампанского снова резко пошли вверх. С течением времени название шампанское стало признанным брендом, а жители Шампани предпринимают настойчивые меры по защите своего бренда и права использования названия «шампанское». Наименование «шампанское» является защищенным в Европейском союзе географическим указанием происхождения товара и все вина производимые или продаваемые на территории стран Евросоюза должны соответствовать этому регулированию и не использовать на своих этикетках названия шампанское, если только оно не было произведено на территории AOC Шампани.

Шампанское от прочих игристых вин отличается тем, что может быть родом только из французского региона Шампань, а вот метод вторичной ферментации напитка внутри бутылки, в процессе которого и образуются волшебные пузырьки, практикуют не только там.

К примеру, в Италии точно также делают вина Franciacorta и Trento Doc, но никак не просекко – его ферментируют в чанах. В Англии же по методу, который виноделы именуют «французским», производят игристое вино Chapel Down. Но кто первым додумался ферментировать вино в бутылках?

Большинство французов уверены: конечно же, они. Какие тут могут быть варианты? В Шампани все и по сей день верят в легенду, согласно которой удивительное открытие, как и положено, абсолютно случайно совершил всем известный монах Дом Периньон. Якобы в 1821 году некий брат-бенедиктинец Дом Груссар обнаружил в аббатстве Овилле старинные документы. В них упоминался монах Пьер Периньон. Родился он в 1638 году, в возрасте 19 лет вступил в орден бенедиктинцев, а большую часть жизни провел в аббатстве Овилле, которое владело обширными виноградными угодьями.

По легенде, однажды монах заметил, что одно из вин забродило прямо в бутылке, и любознательный ом Периньон решил незамедлительно открыть ее. Пробка с хлопком вылетела, монах налил себе бокал вина и был настолько поражен его вкусом, а также наличием в напитке пузырьков, что немедленно переполошил весь монастырь. Он бегал по кельям, выкрикивая фразу, впоследствии ставшую крылатой: «Братья! Идите скорее! Я пью звезды!». Кслышав его, все монахи как один немедленно отправились на спонтанную дегустацию волшебных пузырьков. Занавес. Аплодисменты.

История, безусловно, красивая. Только в ней нет почти ни слова правды. Монах Пьер Периньон, на самом деле, существовал. И, да в аббатстве Овилле он отвечал за производство вина. Но не игристого. Более того, французы задолго до рождения Дома Периньона отлично знали, что, если они разольют вино по бутылкам до полного окончания процесса ферментации, это приведет к образованию пузырьков. И, знаете, данный факт никого не радовал. В то время французское стекло не отличалось высокой прочностью, а потому бутылки, в которых под давлением образовывались пузырьки, просто взрывались – совсем, как огурцы или помидоры, неправильно закатанные в банки.

Все старания шли коту под хвост, поэтому неудивительно, что в те времена предка шампанское французы величали «дьявольским вином»: кто же еще, кроме Люцифера, мог так нехорошо поступить с честными работниками виноделен? Трудясь в аббатстве Овилле, Дом Периньон не только никогда не пытался экспериментировать с производством игристого вина, напротив, он всячески стремился избежать даже возникновения возможности ферментации напитка внутри бутылки. Популярной же легенда о монахе-изобретателе стала после того, как в 1921 году Moët & Chandon выпустил первую партию шампанского под всем известным брендом Dom Pérignon. Тут, как говорится, только маркетинг – ничего личного.

«Если не Дом Периньон, то кто же?» – спросите вы. Боюсь, ответ может вас шокировать. Первыми игристое вино, получаемое в результате вторичной ферментации внутри бутылок, начали делать …. англичане. Впрочем, совсем без французов они не обошлись. В XVII веке Британия активно закупала в Шампани вино. Транспортировали его, само собой, в бочках, а уже на месте разливали по бутылкам. Английское стекло оказалось прочнее французского, поэтому бутылки не взрывались, напиток же с пузырьками британцам очень понравился. Они доработали технологию, и поставили производство шампанского на поток.

Если однажды, рассказывая французу о том, как русские празднуют Новый год, вы ненароком упомянете о шампанском, француз не преминет полюбопытствовать, какую марку предпочитают в России. И если вы чистосердечно признаетесь, что обычно наполняете бокалы «Советским шампанским» или итальянским, или каким угодно, только не настоящим - французским, берегитесь… Они очень ревностно относятся к своему национальному символу. Поэтому не будем расстраивать французов, лучше поучимся у них умению понимать и ценить этот поистине королевский напиток.

Предлагаю вашему вниманию интересную статью, которая повествует о многих интересных фактах и легендах. Итак:

Самому праздничному из всех вин на свете, наверное, суждено было родиться именно во Франции. Изысканный, легкий, элегантный, чуть легкомысленный - те эпитеты, которыми принято награждать французов, вполне применимы и к легендарному напитку, носящему имя своей маленькой родины - провинции Шампань. Однако приписывать изобретение игристых вин вообще французам несправедливо. Пенящиеся вина, вероятно, были известны еще в Древнем Риме: при раскопках находили стеклянные бокалы удлиненной формы - именно в таких до сих пор принято подавать шампанское. Шипучий напиток вдохновлял Гомера и Вергилия, Шота Руставели, Омара Хайяма… Средневековые путешественники упоминали об игристых винах, распространенных в Бургундии, Пьемонте, Колхиде, Судакской и Качинской долинах Крыма. Да и приготовлявшееся в самой Шампани вино не всегда играло и пенилось. Медленно и постепенно вырабатывался опыт получения того напитка, который сегодня называют шампанским.

Виноградарством в Шампани занимались с незапамятных времен. Еще в галло-римскую эпоху здешние виноделы изготовляли тихие (не игристые) вина, преимущественно красные. У римских легионов, расквартированных у ворот Дурокорторума (так некогда называли Реймс) для отражения варварских набегов хватало времени, чтобы оценить вкус местного вина. Но то ли из боязни, что активные дегустации усыпят бдительность солдат, то ли из желания защитить римских виноделов от возможных конкурентов, но император Домициан в 92 году приказал вырубить шампанские виноградники. И только в 280 году римский властитель Пробус, чувствительный к нуждам своих подданных, разрешил возобновить в Шампани виноградарство.

С развитием христианства в виноделии начинается новая эпоха - нужны были церковные вина, и Церковь начала обзаводиться собственными виноградниками. Долгое время, вплоть до XVIII столетия, красные не игристые вина Шампани пользовались успехом и даже поставлялись ко двору французского короля. И все-таки по вине капризного климата северо-востока Франции они не всегда получались удачными. Виноделы Шампани давным-давно заметили, что вино в бочках начинает бродить и пениться в первые дни весны, как только отступают холода. Долго никто не мог объяснить причину появления играющих пузырьков, и только в конце XVII века поняли, что в вине образовывался углекислый газ - побочный продукт брожения. Согласно знаменитой легенде именно это явление привлекло внимание монаха-бенедиктинца из аббатства Овилле дома Пьера Периньона (дом от лат. domus - «господин» обращение к духовному лицу во Франции), которому приписывают открытие шампанского метода так называемого вторичного брожения.

Аббатство Овилле, основанное в 662 году, располагало обширными владениями, и значительную их часть занимали виноградники. Пьер Периньон, будучи экономом аббатства, отвечал за эксплуатацию земель, снабжение провиантом и особое внимание уделял винам. Принято считать, что, наблюдая за поведением вин и проведя немало опытов, дом Периньон научил шампанское «правильно» пениться. Суть метода состояла в добавлении к тихому вину сахара с дрожжами и в последующей выдержке вина в толстостенных бутылках; сахар начинает бродить, и образующийся при этом углекислый газ растворяется в вине. Пьеру Периньону принадлежит блестящая идея подбирать и смешивать вина из сортов винограда, собранного с разных виноградников региона. Этот важнейший для производства шампанского технологический этап получил название «ассамбляж». Позаботился дом Периньон и о более надежной укупорке бутылок, предложив закрывать их прочными корковыми пробками (такие в то время уже использовали англичане) вместо архаичных кусков промасленной ткани или деревянных пробок, привязанных к горлышку веревкой. И наконец, выдающийся монах предпочел отведать шампанского из узких удлиненных бокалов, дабы насладиться интеллигентным шипением легкой пены и завораживающей игрой пузырьков. В старости Периньон потерял зрение, но опыт винодела не подводил его до конца жизни: он мог безошибочно определить сорт винограда и его происхождение.

Впрочем, роль Пьера Периньона как изобретателя шампанского метода часто подвергают сомнению. Многие убеждены, что пенящиеся напитки были созданы древними римлянами, а французский монах просто воспользовался уже имеющимися рецептами. Некоторые вовсе отрицают само существование Пьера Периньона, считая его вымышленным персонажем, тем более что даты его рождения и смерти непостижимым образом совпадают с датами рождения и смерти короля-солнце Людовика XIV (1638-1715). А вышедшая в конце XX веке в Англии «Всемирная энциклопедия шампанских и других игристых вин» ссылается на копию документа, в котором описывается технология приготовления шампанского. Документ составлен в 1662 году, то есть до того, как дом Периньон якобы внедрил свой метод. Но как бы там ни было, именно французы разработали и довели до совершенства технологию производства золотого искристого напитка с нежной пеной. Несмотря на то что превосходство бутылок над бочками было практически доказано, шампанское продолжали разливать в бочки вплоть до 1728 года, когда Людовик XV издал указ, постановляющий разливать шампанское в бутылки. Тогда же появились и крупные торговцы шампанским, и первые большие Дома. Шампанское входило в моду, становясь излюбленным напитком королевского Двора, сводя с ума знатных особ, которые покупали его во множестве и за очень немалые деньги. При этом производилось оно в скромных объемах, и прежде всего по техническим причинам: практически половина бутылок не выдерживала давления газа и взрывалась. Эту напасть долго не могли побороть. И вот наконец фармацевт Жан-Батист Франсуа из Шалона-на-Марне установил зависимость между количеством сахара в вине и вторичным брожением.

Результат его трудов несказанно обрадовал виноделов и торговцев: бутылки с драгоценным напитком перестали взрываться. Помимо этого, совершенствовалась технология изготовления бутылок - их стали делать более надежными. Солиднее становится и укупорка: веревка для закрепления пробки была заменена на мюзле (проволочная уздечка).

Еще одна легендарная в истории шампанского фигура - вдова Клико - внесла свою долю усовершенствования в технологию: она придумала пюпитры, на которые помещали бутылки на последнем этапе выдержки. Таким образом, к середине XIX века доработка шампанского метода была практически завершена.
Не мудрено, что вслед за успехами шампанского производства на рынке стали появляться подделки. В связи с этим во Франции в 1927 году был принят закон, призванный гарантировать подлинность шампанского и фиксирующий географические зоны выращивания винограда для производства напитка, именуемого шампанским.

Как подавать

У шампанского два главных врага - свет и воздух. Высококачественная пробка и темное стекло бутылки защищают вино, но истинные ценители этого напитка знают, что хранить шампанское надо в темном месте при температуре не выше 12-15°С.
Шампанское не случайно подают к столу в ведерке со льдом и водой - так оно остается охлажденнным вплоть до момента откупоривания бутылки. Количество льда и воды в ведерке должно быть приблизительно одинаковым. Перед откупориванием бутылку в ведерке можно перевернуть, чтобы перемешать охлажденный внизу бутылки напиток с более теплым у горлышка. Шампанское можно охладить и в холодильнике (положив горизонтально) до температуры 6-9°С, но в морозильную камеру его помещать нельзя.
Бутылку принято откупоривать на виду у гостей, осторожно, чтобы пробка не вылетела и пена не выплеснулась. Выстреливание в потолок и фонтаны шампанского - отнюдь не признак хорошего тона. Тем более что при выстреливании напиток теряет много газа, а вместе с ним и вкусовые качества.

Открывать бутылку надо в противоположную от гостей сторону. Держа ее под углом 30–45°, с горлышка снимают фольгу, придерживая пробку пальцем, освобождают от мюзле (проволочную петельку на мюзле следует вращать против часовой стрелки), а затем осторожно вынимают пробку, придерживая ее. Если при открывании раздается шипение, надо дождаться, пока оно прекратится, и медленно вынуть пробку, без хлопка. Бокал наполняют примерно на две трети.

Шампанское пьют, как правило, по торжественным случаям, однако многие его почитатели готовы завершать им и повседневный обед, как это нередко делают французы, видимо, зная, что несколько глотков шампанского способны снять тяжесть в желудке после обеда.
Розовое шампанское и миллезимный брют подают к мясу и блюдам из дичи. Разновидности брютов и сухое шампанское из винограда Шардоне, обозначенное как blanc de blancs, - превосходные аперитивы, хорошо сочетающиеся с закусками из морепродуктов, с рыбными блюдами. Редкие престижные кюве сопровождают деликатесами, например икрой. Полусухие и полусладкие шампанские подходят к не слишком сладким десертам. Не рекомендуется подавать шампанское к жирным блюдам и вопреки укоренившейся у нас традиции закусывать его шоколадом - такие сочетания только испортят восприятие хорошего вина.

Самая знаменитая вдова

Может показаться странным, но именно Вдовы виноторговцев сыграли в истории шампанского особую роль. Унаследовавшие дело своих покойных мужей, они с завидной настойчивостью и упорством завоевывали себе место в предпринимательском мире, где с мнением женщин считаться было не принято. Вдова Клико-Понсарден, вдова Лоран-Перрье, вдова Поммери, вдова Энрио… Их имена стали торговыми марками. Об этих женщинах так и говорят во Франции - знаменитые Вдовы шампанского.
Николь Понсарден был 21 год, когда она в 1798 году вышла замуж за Франсуа Клико. Таким образом, как это часто бывало, объединились две семьи, имеющие в собственности виноградники. Через 6 лет молодая женщина овдовела и взяла начатое покойным мужем предприятие в свои руки. Николь Клико-Понсарден, обладавшей незаурядным предпринимательским талантом и фантазией, суждено было на весь мир прославить фамилию своего супруга.

Пока Европа была охвачена огнем войны, мадам Клико удалось наладить поставки шампанского в другие страны, где этот праздничный напиток на тот момент был гораздо более уместен. После окончания военных действий ее вина ждал огромный коммерческий успех. Русские пушки едва умолкли, как мадам Клико уже распорядилась отправить 10 тысяч бутылок праздничного шипучего напитка победителям Наполеона в Санкт-Петербург. Королевские и императорские дворы были покорены шампанским от мадам Клико. Постоянного клиента Дома Клико-Понсарден, прусского правителя Фридриха Вильгельма IV за его пристрастие к знаменитой «Вдове» подданные прозвали «королем Клико».
Впрочем, как и для многих основателей больших шампанских Домов, для Клико-Понсарден производство вина не было единственным источником дохода, она занималась коммерцией и в других областях. Так, в 1822 году она создала компанию по торговле шерстью. Но и на этом список ее талантов не закончился. Мадам Клико известна еще и как изобретательница. Она отслеживала весь технологический процесс приготовления шампанского: покупала участки на лучших виноградниках и контролировала качество винограда, спускалась по ночам в холодные подвалы навестить бутылки со своими драгоценными кюве, и наконец она придумала пюпитры для ремюажа и сама впервые опробовала их. Николь Клико-Понсарден скончалась в 1866 году, дожив до 89 лет. Она оставила после себя большой Дом, носящий ее имя и верный традициям безупречного качества, который и в наше время рождает на свет шедевры шампанского виноделия.

Территория шампанских виноградников занимает 30 тыс. га - всего лишь два с небольшим процента площади всех виноградников Франции. Расположена эта территория между 48-й и 49-й параллелями, и самая северная ее часть - «крайний» север всех французских виноградников. Климат здесь особенный и довольно суровый: зимой случаются сильные заморозки, холодных дней в году - от 60 до 80, среднегодовая же температура - 10,5°С. Только здесь Природа создала неповторимые условия для выращивания винограда, из которого готовят шампанское. И только производимые в этой местности игристые вина, приготовляемые традиционным, бутылочным, методом шампанизации, могут называться шампанским и относятся к категории Appellation d`Origine Controlee (AOC) - «наименования места происхождения». Категория AOC означает государственную гарантию того, что вино произведено в определенном регионе, из определенных сортов винограда, выращиваемых в этом регионе, и по регламентированной технологии. Вина, приготовленные по шампанскому методу, но территориально «не попадающие» в зону действия AOC, могут именоваться только игристыми.

Шампанские виноградники произрастают на склонах холмов, состоящих из мела, кремнезема и известняка. Такая почва позволяет избежать избытка влаги и в то же время удерживать ее столько, чтобы лозе хватило напиться. Корни виноградных кустов вопреки классическим правилам французского виноградарства не уходят в глубь земли, а располагаются в верхних слоях почвы, обогащенных наносными отложениями и удобрениями.
Выбор сортов винограда для приготовления шампанского во Франции жестко регламентирован. Три основных сорта: Пино Нуар, благородный черный виноград с бесцветным соком, белый Шардоне и черный Пино Менье с бесцветным соком, хоть и менее тонок на вкус, но замечательно приспосабливается к изменчивому климату. Белые Альбан и Пти Мелье, а также Черный Гаме - малокультивируемые сорта, но и они считаются достойными представителями шампанских виноградников.
Сбор винограда происходит в конце сентября - начале октября. Целые гроздья собирают вручную, машины для сбора винограда в Шампани запрещены, так как на прессование ягоды должны поступить неповрежденными.

Классическая технология приготовления шампанского сложна, необыкновенно ритуальна и дорога. И можно сказать, что со времен Пьера Периньона она претерпела лишь незначительные изменения.

1. К прессованию после сбора стараются приступить как можно быстрее, чтобы виноград не испортился и кожица черного винограда не успела окрасить мякоть. Чаще всего виноград прессуют в старомодной шампанской давильне вертикального типа, вмещающей 4 тонны ягод. Прессование, несмотря на название, процесс нежный - при нем кожица ягод даже не перетирается, что дает возможность виноградному суслу не окрашиваться в цвет черной кожицы и оставаться светлым. Из 160 кг винограда в результате прессования получают не более 102 л бесцветного сусла. Это количество определяет специальный закон. Использовать последнюю фракцию сусла для приготовления шампанского запрещено. После прессования сусло очищают от посторонних включений (земли, обрывков листьев, веточек), чтобы оно стало прозрачным и не имело посторонних запахов.

2. Первое брожение проводят чаще всего в чанах из нержавеющей стали либо в эмалированных резервуарах. Некоторые производители, как и много лет назад, используют дубовые бочки объемом 205 л. Брожение длится от одной до двух недель, в результате получается тихое белое сухое вино.

3. По завершении брожения, в феврале-марте, приступают к ассамбляжу, или к приготовлению кюве. Эта процедура заключается в смешивании вин из разных сортов винограда, взятого с различных виноградников Шампани. Часто для составления кюве используют так называемые резервные вина, то есть вина предыдущих урожаев. Кюве может создаваться из более чем полусотни компонентов. Именно ассамбляж определяет качество напитка, его вкус и принадлежность к определенной категории. Состав кюве - гордость и секрет каждого шампанского Дома.
Затем вина разливают в бутылки, добавляя так называемый тиражный ликер - растворенные в вине дрожжи и сахар (23-24 г/л), и натуральные осветляющие вещества. Бутылки укупоривают и отправляют в меловые погреба. Еще в галло-римскую эпоху в Шампани добывали известняк, и оставшиеся от того времени шахты впоследствии стали погребами с постоянной температурой 9-12°С. Наиболее крупные, буквально многокилометровые, погреба существуют в городах Реймс и Эперне. Во мраке и тишине подземелий бутылки с вином хранятся в горизонтальном положении. Под действием тиражного ликера происходит процесс вторичного брожения, образуются пена и углекислый газ. По окончании брожения в бутылке вина содержится менее 1 г/л сахара, а крепость вина повышается до 12-12,5°. После вторичного брожения на стенке бутылки накапливается осадок, который подлежит последующему удалению. Так называемую выдержку вина на осадке проводят в течение 15 месяцев. Именно этот процесс позволяет шампанскому «созреть» и приобрести утонченность и изысканность.

4. Несколько недель длится ремюаж - бутылки помещают на пюпитры. Каждый день или раз в два дня специалист по ремюажу постепенно наклоняет вниз горлышком и энергично поворачивает вокруг собственной оси каждую бутылку, слегка встряхивая ее. Бутылки с шампанским, предназначенным для широкой продажи, устанавливают на вращающиеся и меняющие наклон механические блоки. Постепенно осадок отделяется от стенки и опускается к пробке, а шампанское примерно через 6 недель становится совершенно прозрачным. Горлышки бутылок помещают в соляной раствор с температурой около –30°С и приступают к этапу, именующемуся дегоржаж. Бутылку откупоривают, и льдинка замороженного осадка под воздействием давления газа вылетает из бутылки. Для восполнения небольшого количества потерянного вина в бутылку добавляют дозажный (или экспедиционный) ликер - растворенный в резервном вине сахар. Количество сахара зависит от того, какое шампанское хотят получить - брют, сухое или полусухое.

5. Бутылки укупоривают корковыми пробками с маркировкой Champagne, именем производителя и названием Дома, а затем выдерживают в погребах от 2 до 6 месяцев для того, чтобы экспедиционный ликер полностью растворился в вине, а пробка «встала на место». Последний этап производства, предшествующий поступлению в продажу, - наклеивание на бутылку этикетки и упаковка.

«Чтение» этикетки - дело непростое, но увлекательное. На многих этикетках шампанского, в отличие от винных, обозначение Appellation d`Origine Controlee (AOC), подтверждающее его происхождение из провинции Шампань, отсутствует. Слово CHAMPAGNE говорит само за себя. Кроме того, этикетка снабжена немалым количеством «специальных» понятий, информирующих о том, что перед вами бутылка именитого французского напитка.
Прочитав всего несколько французских слов, можно понять, каковы достоинство и, соответственно, цена шампанского.
Итак, помимо наименования напитка - Champagne, на этикетке подлинного шампанского значатся: марка шампанского, название фирмы, выпустившей его, тип шампанского в зависимости от содержания сахара (брют, сухое, полусухое), объем бутылки, содержание спирта, адрес производителя, город и страна (France).

Нередко на этикетке указывают год. Это так называемое millesime - миллезимное шампанское, то есть шампанское одного года, исключительно удачного для производства вина. Такое шампанское хранится в погребах от 3 до 6 лет. Однако некоторые производители, стремясь улучшить качество, выдерживают миллезимное шампанское дольше установленного срока. Миллезимное шампанское высоко ценится не только потому, что его производят из винограда очень хорошего урожая, но и потому, что его свойства неповторимы. За последние полвека наиболее удачными годами считаются: 1947, 1949, 1952, 1953, 1955, 1959, 1962, 1964, 1966, 1970, 1975, 1982, 1985, 1988, 1990, 1996. Очень хорошим признан и последний урожай - виноград, собранный в Шампани в минувшем 2002 году.

Recemment degorge (RD) - миллезимное шампанское очень хорошего года, подвергаемое дегоржажу после 7-12-летней выдержки. Разновидность RD - Degorgement tardif (DT).

Сахар

С появлением во Франции полусухого шампанского связана легенда, повествующая о том, что мадам Клико распорядилась добавлять в вино побольше сахара якобы специально для русских гусаров. Сами же французы наиболее ценят брюты, экстра-брюты и ультра-брюты. Любители этого напитка знают: шампанское должно содержать как можно меньше сахара. Сладкое шампанское мало приемлемо не только потому, что сахар способен забить любой вкус, но и потому, что с его помощью, как правило, скрывают недостатки вина.
Brut zero, ultra brut, brut absolu, brut de brut, brut non dose, brut integral - это то шампанское, в которое при дегоржаже не добавляют экспедиционный ликер, оно содержит минимум сахара (около 2 г/л).

Extra Brut - самое сухое
Brut - очень сухое
Extra sec (extra dry) - сухое
Sec (dry) - полусухое
Demi-sec (semi-dry) - полусладкое (от 33 до 50 г/л сахара)

Наличие на этикетке слова «CUVEE» может обозначать особую партию шампанского. Так, cuvee prestige, или cuvee speciale, или cuvee de luxe - это действительно выдающееся шампанское, приготовленное из лучших вин и очень дорогое. Высочайший статус этого шампанского можно определить не только по этикетке, но и по оформлению бутылки и упаковки. Словосочетание «vin de cuvee» означает, что шампанское произведено из сусла первой выжимки.

На этикетке также могут быть указаны и такие понятия, как GRAND CRU и PREMIER CRU. Дело в том, что в Шампани действует особая классификация коммунальных виноградников. Наиболее ценный, выращенный в лучших коммунах, виноград определяют как grand cru (гран крю), а виноград, собранный с виноградников коммун, следующих вторыми по качеству за самыми лучшими, относят к категории premier cru (премьер крю), виноград же остальных коммун относится к категории «простых» AOC.

Состав

Часто этикетка характеризует состав кюве по сортам винограда, из которого изготовлено шампанское.
Blanc de Blancs - шампанское, произведенное из белого винограда Шардоне.
Blanc de Noirs - шампанское, произведенное из черных сортов винограда Пино Нуар и Пино Менье либо только из Пино Нуар.
Brut millesime - брют, произведенный из вин одного года (при этом год указывают на этикетке).
Brut sans millesime - немиллезимный брют небольшой выдержки, шампанское для массового потребителя. С продажи этого распространенного вина шампанские Дома получают самые высокие прибыли. На этикетке такого брюта не указывают год урожая, их не включают в винные рейтинги, но качество именно этих вин говорит об уровне производителя.
Champagne Rose - розовое шампанское, полученное из белого шампанского с добавлением небольшого количества местного красного тихого вина Coteaux Champenois (Кото Шампенуа).

Производитель

Внизу этикетки или сбоку по вертикали мелким шрифтом указываются статус производителя (буквенная аббревиатура) и его регистрационный номер.
RM (recoltant-manipulant) - мелкий производитель, выпускающий шампанское только из своего винограда.
NM (negociant-manipulant) - фирма, производящая шампанское из собственного или из купленного винограда или же из виноградного сусла.
RC (recoltant-cooperateur) - член кооператива, объединяющего владельцев виноградников, который производит свое шампанское отдельно и продает под своей этикеткой.
CM (cooperative de manipulation) - кооператив, производящий вино из винограда, собранного всеми членами кооператива, и продающий шампанское под собственной маркой.
SR (societe de recoltants) - объединение независимых виноградарей, производящее шампанское из винограда, собранного его членами. Зачастую в такое объединение входят близкие родственники.
ND (negociant-distributeur) - торговая фирма или торговое общество, которое покупает готовое шампанское в бутылках и продает его под своей этикеткой.
MA (marque auxiliaire) - марка, принадлежащая не производителю шампанского, а его клиенту (как физическому лицу, так и предприятию), заказавшему вино под собственной этикеткой.

Русские корни

Шампанское окружает немало красивых легенд. Одна из них, связанная с Россией, очень забавляет французов…
Вдохновленные победой над Наполеоном, русские войска, войдя в 1815 году в Реймс, отыскали погреба Дома «Вдова Клико», полные шампанского. У храбрых вояк был повод откупорить не одну бутылку, и встревоженные горожане обратились к самой мадам Клико с вопросом, что делать с необузданными русскими, она невозмутимо ответила: «Пусть пьют, а платить будет вся Россия». Дальновидная женщина не без основания понадеялась на то, что после этого русские станут ее постоянными клиентами. Вероятнее всего, воины не упустили возможности продегустировать знаменитое шампанское, но это вовсе не означало, что они никогда не пробовали этого напитка на родине.
Впервые шампанское появилось в России во времена Петра I. Уже тогда напиток французских королей имел в Санкт-Петербурге репутацию самого дорогого и престижного вина. В портовом тарифе 1724 года среди вин, подлежащих наибольшей пошлине, было и шампанское. Как и прочие дорогие вина, шампанское облагалось пошлиной в размере 5 рублей с оксофта (с 240 бутылок), тогда как с других вин брали от 1 до 4 рублей. К 1782 году пошлина увеличилась до 144 рублей за оксофт. К концу XVIII века шампанское стало мерилом роскоши. Екатерина II указом 1793 года пыталась запретить ввоз в Россию предметов роскоши, и в том числе французских вин, под угрозой были и поставки шампанского. Но взошедший вскоре на трон Павел I ослабил запреты и шампанское по-прежнему привозили в Россию. На время участия в войне с наполеоновской Францией ввоз шампанского в Россию был официально прекращен, однако спустя несколько лет после войны был возобновлен, а к 40-м годам XIX века заметно увеличился. Пошлина же на его ввоз еще больше возросла. В результате на рынок пробилось «русское шампанское», которое долгое время маскировали под истинное, разливая во французские бутылки и наклеивая французские этикетки.
Родоначальником «русского шампанского» считается князь Л.С. Голицын, основавший производство игристого вина классическим бутылочным способом в своем крымском имении «Новый Свет» в 1878-1899 годах. Когда шампанское «Новый Свет» урожая 1899 года получило на выставке в Париже Гран-при, его зауважали на родине. С именем Голицына связано и мировое признание русских игристых вин. В основу их производства был положен именно тот способ, который практиковали старейшие французские фирмы, но «русское шампанское» обладало своим неповторимым колоритом.
После революции шампанское виноделие в Абрау-Дюрсо возглавил профессор А.М. Фролов-Багреев, ставший создателем советской «шампанской» школы. Он самостоятельно разработал рецептуру купажей шампанского и изобрел новую технологию шампанизации в аппаратах повышенного давления. После внедрения резервуарного метода у советских виноделов появилась идея шампанизации вина в непрерывном потоке. Метод непрерывной шампанизации, широко используемый отечественными заводами с середины 50-х годов, ушел еще дальше от классической технологии, нежели резервуарный. По сути, этот способ «ускоренного» приготовления игристого напитка никак нельзя назвать шампанским, не говоря уж о том, что для укупорки бутылок чаще всего используются пластмассовые пробки, что несовместимо с качеством самого шампанского. Однако на протяжении многих лет игристые вина, произведенные таким способом, у нас упорно именуют «шампанским». Французы давно уже добиваются запрета на использование названия «шампанское» для обозначения российской внутренней продукции. И возможно, в связи с принятием Госдумой закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара» ситуация изменится и этикетки с надписью «Советское шампанское» останутся разве что в собраниях коллекционеров.

Однако и в России, и на территории бывшего Советского Союза, и в других странах есть замечательные образцы игристых вин, изготовленных по классической шампанской технологии. Всегда ценились игристые «Новый Свет» и «Абрау-Дюрсо», очень хороши и молдавское «Крикова», и испанское Cava, калифорнийские и итальянское брюты, а также итальянские мускатные Asti и Moscato Spumante.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Когда появилось шампанское?

Когда появилось шампанское?

Создателем шампанского считают Пьера Периньона, виноградаря из бенедиктинского монастыря Отвильер в французской провинции Шампань. Из-за особенностей климата виноград в Шампани имеет меньшее содержание сахара, чем на юге страны. Поэтому виноделы с давних пор стремились любым способом повысить его сахаристость. Периньон попытался улучшить вкус вина посредством его вторичного сбраживания. В 1668 году он впервые добавил к виноградному вину ликер и дрожжевой грибок. В процессе брожения образовался сахар и произошло насыщение напитка углекислым газом. Когда перебродившее вино наливали в бокал, оно начинало пениться – играть, как говорят виноделы. Со временем удалось установить, что углекислота придает игристому напитку более мягкий вкус.

Чтобы вино лучше пенилось, Периньон стал использовать не деревянные бочки, а небольшие – около литра – стеклянные бутыли. Горлышко бутылок Периньон герметически закрывал корковой пробкой, чтобы весь образующийся газ растворялся в напитке. Вино, которое производил Периньон, стало пользоваться большим спросом, чем обычные напитки.

Несколько десятков лет виноделы всего мира пытались разгадать секрет хитроумного монаха. В 1729 году предприниматель Рюинар впервые вывез партию шампанского на европейский рынок. Именно Рюинар впервые обозначил на бутылках Шампань как место производства вина. Но только в конце XVIII века производство шампанского начало развиваться за пределами Франции.

Во многих странах производят аналоги шампанского, но каждый из них имеет свое название. Прежде всего это кава – испанский аналог шампанского и асти – мускатное игристое вино из Италии. Но они отличаются более грубым вкусом и не так долго выдерживаются.

В 1805 году вдове французского предпринимателя Николь Клико удалось усовершенствовать процесс производства напитка. Она разработала методику ремюажа – очистки напитка от осадка, образовывавшегося в бутылках в процессе брожения. Традиционно виноделы просто переливали вино в чистые бутылки. Понятно, что при этом из него улетучивалась значительная часть газа.

Новая технология позволила очищать содержимое бутылок, не ухудшая качество напитка. Бутылки переворачивали кверху дном, осадок спускался к горлышку, откладываясь на пробке. Затем на перевернутые бутылки клали лед, шампанское начинало замерзать, и пробку выбивало вместе со скопившимся на ней осадком.

Бутылки закупоривали вновь и помещали в подвал, где поддерживалась постоянная температура в двенадцать градусов. Выдержав шампанское в течение полугода, его отправляли к покупателям.

Технологическая схема, разработанная вдовой Клико, остается неизменной до настоящего времени. Только установили, что бутылки следует поворачивать из горизонтального положения в вертикальное. Тогда осадок постепенно собирается на пробке, напиток становится кристально прозрачным.

Мадам Клико также придумала и форму бутылки, в которой напиток доходил до торгового состояния. Плавный переход от цилиндра к конусу позволял осадку легко соскальзывать, в то же время конические стенки уравновешивали возникавшее внутри сосуда давление.

Вплоть до 1850 года шампанское было только сладким, т. е. содержало не менее 10 % сахара. Сухое шампанское с процентным соотношением сахара не более 5 % считалось полуфабрикатом. Оно не выставлялось в продажу.

Впервые сухое шампанское представила на аукционе в 1860 году фирма Моэ и Шандон. Однако оно не нашло спроса. Только в 1874 году немецкая фирма Редерер смогла начать продажу сухого шампанского. Через несколько лет появился брют, особая разновидность напитка, она изготавливалась без добавления сахаросодержащего ликера.

Начиная с 1950 года фирмы Лоран Перье и Гран Кюве освоили производство шампанского класса «де люкс». Срок выдержки напитков составляет не менее 8 лет.

Специалисты оценивают такое шампанское наравне с коллекционными сортами, производимыми ведущими фирмами в Шампани.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Когда появилось искусство гобелена? Интерьеры старинных замков украшались коврами-картинами. Шелковые или шерстяные, они могли быть вытканными на станке либо вышитыми вручную. Сюжеты для ковровых изображений выполнялись профессиональными художниками.Искусство

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Когда появилось огнестрельное оружие? Слово «оружие» означает предмет для защиты или нападения, поэтому мы можем утверждать, что некоторые животные обладают оружием: у ежа есть иголки, у черепахи – панцирь, у хамелеона – меняющаяся окраска. Пещерные люди защищались

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Когда появилось центральное отопление? Отопительные приспособления относятся к числу самых ранних изобретений человека. Этнографы обнаружили у одного из первобытных племен Замбии приспособление, которое является прообразом современных отопительных систем. Оно

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Шампанское Когда мы думаем о новогоднем празднике, сразу представляется Дед Мороз, нарядная елка, веселое застолье и, конечно, то, без чего ни одно новогоднее застолье не обходится, - шампанское.То шампанское, которое чаще всего украшает наши застолья, можно смело

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как и когда появилось слово «роман» Но одновременно с тонкой провансальской поэзией развивался и еще один популярнейший литературный жанр, которому выпала более счастливая доля - рыцарский роман, поначалу всегда стихотворный, а затем и прозаический. Кстати, и само

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Когда впервые появилось вино? Вино - перебродивший сок винограда. Тысячи летчеловек наслаждался его вкусом. Возможно, первыми, кто начал делать вино, были персидские крестьяне, жившие у Каспийского моря. Египтяне переняли от них искусство делать вино в 3000 году до нашей

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Шампанское В Шампани много винзаводов, и перечислять марки их вин значило бы злоупотребить временем читателя. И «Дом Периньон», и «Вдова Клико» действительно продаются в некоторых московских супермаркетах.Отечественные же игристые вина, если на них стоят марки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги Я познаю мир. Горы автора Супруненко Павел Павлович

Когда появилось «пупоискание»? Возможно, популярность Говерлы возросла еще вот с каким событием. В конце прошлого века австрийский географ задался целью определить центр Европы. Высоты гор и истоки рек к тому времени были зафиксированы – «белых пятен» на материке не

Из книги Спиртные напитки. Искусство пить, смешивать и веселиться автора Рокос Клео

Когда хорошее шампанское становится плохим Шампанское подобно топ-модели: невероятно красивое, но очень дорогое и может резко превратиться в злую фурию.Оно также может быть совершенно шарлатанским в том, что касается качества.Во-первых, шампанское – это такое спиртное,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто и когда изобрел шампанское? Как утверждает Марио Фрегони, директор Института виноградарства в Пьяченце (Италия), секрет шампанского был известен древним римлянам еще 2 тысячи лет назад – этим напитком, возможно, наслаждался Юлий Цезарь. Однако официальным

Что мы знаем о шампанском? Кто придумал это удивительное вино? Как оно рождается? Как правильно выбрать из предлагаемого разнообразия видов?

ГЕНИАЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ДОМА ПЬЕРА ПЕРИНЬОНА

История шампанского насчитывает около 300 лет. Первое упоминание о нем относится к 1722 году. В книге Жана Годино из Реймса утверждается: «Вот уже больше 20 лет французы сходят с ума по игристым винам. Поэтому многие виноторговцы испытывают все средства, чтобы сделать свои вина шипучими».

Изобретателем шампанского считается Дом Пьер Периньон, монах-бенедиктинец из аббатства Отвильер, расположенного на берегу Марны, в самом сердце провинции Шампань. Дом Периньон был прекрасным виноградарем и талантливым виноделом, имел отменный вкус и хорошо знал возможности всех окрестных виноградников. Он умел получать из черного винограда замечательные белые вина. Но главное, именно Дому Периньону приписывается изобретение технологии получения шампанских вин.

Весь секрет состоял в правильном и гармоничном соединении красного и белого винограда из нескольких виноградников, а также в добавлении специального тиражного ликера — смеси сахара, дрожжей и вина, без которого шампанизация была бы невозможна. К тому времени уже была изобретена корковая пробка, плотно запирающая бутылку. Такая пробка в сочетании с бутылкой из более толстого стекла была способна выдержать напор газов, образующихся при созревании шампанского. Дом Периньон смог создать вино, которое обладало превосходным качеством и красиво играло в бокале. Имя скромного монаха ныне носит одна из лучших марок шампанского, изготавливаемая ограниченным тиражом.

Быстро завоевав популярность во Франции, шампанское начало распространяться по всему миру. Оно стало воплощением роскоши и веселья. Особую популярность оно приобрело у представителей искусства и аристократии. Появился обычай крестить корабли именно шампанским, разбивая бутылку о форштевень нового судна. Чествование победителей, премьеры, юбилеи... И, конечно, вокруг такого вина возникло много историй — подлинных и очень похожих на легенды.

В 1815 году, когда войска союзников победили Наполеона и покорили Францию, мадам Клико сообщили, что в ее погребах хозяйничают русские. На это вдова спокойно ответила: «Русские пьют мое вино? Пусть. Они заплатят... потом!» И она оказалась права — шампанское «Вдова Клико» стало самым популярным в России XIX века.

Или история, связанная с Александром II и вином знаменитого Дома шампанского — Луи Редерер. В 1876 году царь попросил как-то особенно выделить его любимую марку. И в ответ Дом выпустил специальную марку «Кюве дю Цар», обладающую поистине царским вкусом: тонким и интригующим одновременно. А когда Александр II решил, что такое вино должно храниться в специальных хрустальных бутылках, марку переименовали в «Кристалл». Стоит заметить, что требования к качеству «Кристалла» в наше время остались такими же, как в те времена, когда вино поставлялось на стол русскому царю.

Известно выражение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: «Я не могу жить без шампанского. При победе я заслужил его, а при поражении я нуждаюсь в нем». Излюбленной маркой Черчилля было вино Поль Роже 1928 и 1931 годов. В 1952 году Черчилль попросил Дом Поля Роже зарезервировать для него всю партию брюта 1947 года (а это несколько тысяч бутылок!), чтобы пить его до конца жизни. Просьба премьер-министра была исполнена. А с 1984 года Поль Роже производит шампанское, которое носит имя «Кюве сэр Уинстон Черчилль».

Игристые вина стали производить не только в других провинциях Франции, но и в Испании, в Италии и даже в России.

В 1878 году князь Лев Сергеевич Голицын приобрел земли в Крыму, в Новом Свете, где разбил виноградники и начал выращивать более 600 сортов винограда. После почти 10 лет упорной работы, в 1889 году, князь Голицын уже выступает как один из лучших экспертов на Всемирной выставке вин в Париже. А в 1899 году произведенное им шампанское там же, в Париже, удостаивается «Гран При» — главной премии года. Завод «Новый Свет» и поныне производит одно из лучших шампанских вин.

В 1927 году во Франции был принят закон, раз и навсегда строго определяющий границы винодельческого региона площадью около 36450 гектаров между городом Реймсом на севере и рекой Сеной на юге. И до сих пор носить гордое имя «шампанское» могут вина, произведенные только в этом регионе.

А как же игристые вина, произведенные в других областях Франции, в других странах? А как же наше любимое «Советское Шампанское»?

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте вкратце познакомимся с тем, как делают шампанское. Существует два способа. Первый — тот самый, что берет начало от Дома Периньона.

Для производства настоящего французского шампанского используется красный виноград сортов Пино Нуар и Менье, а из белых виноградов — Шардонне, плоды которых собирают только вручную. Виноград быстро отжимают и сливают в специальные цистерны или бочки для первичного брожения. Там будущее вино содержится до следующей весны. Затем к нему добавляют тиражный ликер и немного вина предыдущего урожая, чтобы поддержать преемственность. Если урожай был очень хорош, разрешается не смешивать новое вино со старым, а делать так называемое «милезиме» — вино урожая одного года, очень высокого качества. Вино разливают по бутылкам и помещают на созревание в подвалы, высеченные в меловых холмах. В вине начинается новое брожение, сахар превращается в спирт, а образующийся при этом углекислый газ растворяется в вине, делая его игристым, сверкающим. Здесь после 3-5-летнего хранения вино начинают готовить к продаже. Бутылки устанавливаются в специальные штативы и каждый день поворачивают каждую из тысяч бутылок на строго определенный угол, чтобы осадок внутри был везде одинаковым. После одного или нескольких месяцев такого переворачивания, в зависимости от требуемого качества, бутылки постепенно переводят в положение пробкой вниз. И на пробке собирается осадок, который затем удаляют. Шампанское готово!

Все эти операции производятся в строгом соответствии с целым сводом специальных правил и законов, которые прошли проверку в течение почти трех столетий. Так делают то самое французское шампанское, по которому сходят с ума знатоки и ценители. Среди лучших марок можно отметить вина Дома Крюг, «Кристалл» Луи Редерера, «RD», Шампанского Дома Боланже, «Гранд Дам», Дома «Вдова Клико». В Крыму таким классическим способом шампанское производят только на заводе «Новый Свет», на Кавказе — в Абрау-Дюрсо, а еще в Молдове («Криково») и на Артемовском заводе шампанских вин.

Однако и за рубежом, и у нас, в России, давно известен другой способ — ускоренный. При нем второе брожение производится не в бутылках, а в специальных резервуарах — акротофорах. И шампанское готово в них уже через месяц. По классическому же способу минимальный срок — 9-10 месяцев, а для лучших марок — до 10 лет.

По ускоренной технологии делают все «Советское Шампанское», среди которого стоит отметить продукцию Московского комбината шампанских вин и завода «Корнет».

Сравнивать вина, полученные этими двумя способами, не стоит. Это все равно, что сравнивать молотый кофе и растворимый. Долгие годы работы с вином и колоссальный труд, затраченный на каждую бутылку, отражаются в существенной разнице в цене, и это — заслуженная разница. Бутылка «Вдовы Клико», например, в 50 раз дороже бутылки «Советского Шампанского». Но и то, и другое имеет свой рынок и своего покупателя.

И при выборе важно не забывать, что в создании любого вина сложились и дополнили друг друга усилия Природы и труд многих людей.

Право выбора той или иной марки остается за читателем. Напомню лишь несколько правил подготовки и подачи вина, соблюдение которых позволит выявить лучшие качества любого шампанского.

Во-первых, в зависимости от процента содержания сахара шампанское подразделяется на пять видов. Брют (очень сухое) и сухое шампанское являются прекрасным аперитивом, т. е. вином, подаваемым в начале трапезы для возбуждения аппетита. Полусухое шампанское может сопровождать целый обед и хорошо сочетается с рыбными блюдами и блюдами из птицы и дичи. А полусладкое и сладкое шампанское подается в конце к фруктам, мороженому и сладким блюдам.

Во-вторых, чтобы шампанское проявило свой вкус и характер, его надо правильно охладить — до 8—10°С. Классический способ таков: на дно специального ведерка кладется лед. В него ставится бутылка и обсыпается льдом до верха, а затем наливается холодная вода почти до краев. Там вино охлаждается примерно 20-30 минут.

В-третьих, шампанское надо правильно открыть — так, чтобы пробка не выстрелила. Для этого держите бутылку под углом 45° от себя. Аккуратно снимите проволочку, поддерживая пробку. Причем пробку держите левой рукой, а правой рукой за донышко поворачивайте бутылку. Лишний газ потихонечку выпускают из бутылки и только потом с легким хлопком извлекают пробку.

В-четвертых, бокалы для шампанского также можно предварительно охладить. Чтобы вино не проливалось через край, наклоните бокал — и наливайте шампанское.